Любой человек желает трудиться в комфортных и безопасных условиях. Но иногда даже на любимой работе можно столкнуться с угрозами или нелицеприятными выражениями в свой адрес. Оскорбление на рабочем месте является серьезным правонарушением, за которое виновник привлекается к административной ответственности. Нарушителем может выступать не только работодатель, но и коллеги.
Содержание статьи:
Определение оскорбления работника на рабочем месте приводится в ст. 5.61 КоАП. К его признакам относится:
Чтобы доказать наличие правонарушения, требуется адресат и исполнитель. Например, в компанию обращается недовольный клиент, получивший некачественную услугу. Он разговаривает с сотрудником фирмы, передавая ему претензию, но не всегда можно незамедлительно решить возникшую проблему. Разъяренный человек начинается ругаться, обвиняя всю компанию, а не выбранного менеджера. Такое поведение не считается оскорблением конкретного гражданина. Но если он обратится к сотруднику, виня его в возникшей проблеме, то это уже является серьезным правонарушением.
К оскорблению относятся следующие действия:
Важно знать! Если вышеуказанные нарушения совершаются в присутствии других сотрудников, то доказать вину обидчика не составит труда.
Оскорбление сотрудника на рабочем месте может быть представлено в нескольких разновидностях. Они зависят от статуса обидчика, который является коллегой, руководителем или посторонним лицом.
Если нарушитель пользуется нецензурными словами и намеренно пытается унизить жертву, то это станет основанием для привлечения его к ответственности. Нередко на судебных разбирательствах приходится оценивать языковые нормы, чтобы определить, являются ли те или иные выражения оскорбительными.
Внимание! Истец может потребовать не только наказания для обидчика, но и моральную компенсацию.
Основные сведения о возможности привлечения обидчика к ответственности приводятся в положениях ст. 5.61 КоАП. В ней перечисляется три состава преступления:
Чтобы привлечь нарушителей к ответственности, требуются доказательства. Для этого подходят свидетельские показания, поэтому если событие проходит в отсутствии посторонних лиц, то наказать обидчика не получится.
При оскорблении личности на рабочем месте каждый человек может потребовать защиты своих прав. Обидчик привлекается не только к административной, но и уголовной ответственности. Жертва имеет право на моральную компенсацию. Но для этого должны выполняться последовательные действия.
Первоначально гражданин доказывает, что его действительно оскорбил коллега или клиент. Для этого собираются подтверждающие документы и материалы. Они могут быть представлены в вариантах:
Все собранные доказательства прикладываются к материалам дела.
Совет! Если у руководителя компании имеется привычка оскорблять работников, то желательно заранее подготовиться к разговору, включив записывающее устройство.
Во многих российских компаниях установлены камеры наблюдения, на которых фиксируются все события, происходящие в офисе. Поэтому можно попросить у охранника запись, а если он отказывается предоставлять эти материалы, то они запрашиваются судом.
После сбора доказательной базы необходимо корректно написать претензию. Первоначально создается докладная записка, в которой приводятся следующие данные:
Жалоба оформляется в свободной форме. Если человек систематически сталкивается с оскорблениями со стороны начальника или коллеги, то перечисляются зафиксированные факты. Заявление передается вышестоящему руководству, которое должно разбираться в таких ситуациях. После проведения внутреннего расследования обидчик привлекается к дисциплинарной ответственности, которая может быть представлена не только выговором или замечанием, но и увольнением.
Если руководство компании отказывается проводить расследование и наказывать обидчика, то гражданин может воспользоваться помощью государственных инстанций. Для этого целесообразно составить заявление в суд. В исковых требованиях прописывается размер моральной компенсации, взыскиваемой с нарушителя.
В процессе разбирательства изучаются все доказательства, подготовленные заявителем. Судья имеет право запросить видеозаписи или иные документы у руководителя компании. На основании полученных данных определяется оптимальное наказание за оскорбление сотрудника фирмы. Дополнительно можно обратиться в прокуратуру, но такие дела редко рассматриваются работниками этого учреждения.
Если человек сталкивается на рабочем месте с угрозами или оскорблениями, то он может наказать обидчика. Если руководство отказывается самостоятельно разбираться в обстоятельствах правонарушения, то актуально подавать иск в суд. Предусматривается несколько видов ответственности.
Вид ответственности | Наказания |
---|---|
Дисциплинарная | Применяется руководством, если директор самостоятельно решает возникшую проблему. Эта мера используется по отношению к другому работнику предприятия. Наказание назначается, если нарушаются правила этики, действующие в компании. Оно может быть представлено в следующих видах: • выговор; • замечание; • увольнение Конкретный выбор зависит от того, был ли оскорблен другой сотрудник, клиент или постороннее лицо. Если человек угрожает всей компании или директору, то он обычно принудительно увольняется. |
Гражданская | Предусматривается при непристойных высказываниях или действиях. Выбирается несколько видов наказаний: • публичные или личные извинения; • выплата материальной компенсации; • возмещение морального вреда, но сумма не может превышать 50 тыс. руб. Ответственность наступает после принятия судебного решения. |
Административная | Применяется, если выявляются доказательства непристойного поведения со стороны работника фирмы или клиента. Наказание представлено в нескольких видах: • штраф от 1 до 50 тыс. руб.; • административный арест на срок до 15 суток; • совмещение санкций. Комбинация нескольких мер воздействия используется крайне редко. |
Уголовная | Используется, если обидчик угрожает жизни или здоровью. Назначаются следующие наказания: • домашний арест на срок до 1 года; • лишение свободы от 3 до 7 лет. Конкретный выбор определяется судом, для чего учитывается тяжесть последствий преступления. |
Внимание! Жертва может воспользоваться разными мерами воздействия, представленными жалобой в прокуратуру, подачей гражданского иска или составлением докладной записки руководителю фирмы.
Если сотрудник предприятия сталкивается с оскорблениями на рабочем месте, то он может привлечь обидчика к ответственности. Для этого составляется обращение к руководству или подается исковое заявление в суд. Наказание представлено увольнением, крупным штрафом, моральной компенсацией или даже административным арестом и лишением свободы в зависимости от тяжести нарушения.