Ответственность за оскорбления на рабочем месте

Ответственность за оскорбления на рабочем месте

Любой человек желает трудиться в комфортных и безопасных условиях. Но иногда даже на любимой работе можно столкнуться с угрозами или нелицеприятными выражениями в свой адрес. Оскорбление на рабочем месте является серьезным правонарушением, за которое виновник привлекается к административной ответственности. Нарушителем может выступать не только работодатель, но и коллеги.

Понятие нарушения

Определение оскорбления работника на рабочем месте приводится в ст. 5.61 КоАП. К его признакам относится:

  • обидчик намеренно унижает честь или достоинство другого человека;
  • действия гражданина облечены в неприличный вид, он выбирает неэтичные выражения.

Начальник ругает сотрудникаЧтобы доказать наличие правонарушения, требуется адресат и исполнитель. Например, в компанию обращается недовольный клиент, получивший некачественную услугу. Он разговаривает с сотрудником фирмы, передавая ему претензию, но не всегда можно незамедлительно решить возникшую проблему. Разъяренный человек начинается ругаться, обвиняя всю компанию, а не выбранного менеджера. Такое поведение не считается оскорблением конкретного гражданина. Но если он обратится к сотруднику, виня его в возникшей проблеме, то это уже является серьезным правонарушением.

К оскорблению относятся следующие действия:

  • использование в отношении жертвы нецензурных или непристойных слов;
  • сравнение гражданина с животными или неприятными предметами;
  • циничные прикосновения, представленные пощечинами или шлепками;
  • применение непристойных жестов;
  • совершение движений, основной целью которых выступает снятие одежды.

Важно знать! Если вышеуказанные нарушения совершаются в присутствии других сотрудников, то доказать вину обидчика не составит труда.

Виды

Оскорбление сотрудника на рабочем месте может быть представлено в нескольких разновидностях. Они зависят от статуса обидчика, который является коллегой, руководителем или посторонним лицом.

Если нарушитель пользуется нецензурными словами и намеренно пытается унизить жертву, то это станет основанием для привлечения его к ответственности. Нередко на судебных разбирательствах приходится оценивать языковые нормы, чтобы определить, являются ли те или иные выражения оскорбительными.

Внимание! Истец может потребовать не только наказания для обидчика, но и моральную компенсацию.

Законодательное регулирование

Основные сведения о возможности привлечения обидчика к ответственности приводятся в положениях ст. 5.61 КоАП. В ней перечисляется три состава преступления:

  • Общее правонарушение. Оно заключается в том, что человека унижают в устном виде. В качестве доказательств используются свидетельские показания, видеозаписи или аудиоматериалы.
  • Публичное преступление. Оскорбление человека осуществляется прилюдно. Во время этого процесса присутствует больше двух посторонних лиц. Сюда же относится передача информации через СМИ.
  • Пассивное. Данное правонарушение характеризуется отсутствием каких-либо действий со стороны людей. Например, руководитель не пытается остановить обидчика, если сотрудника оскорбляют коллеги или клиенты.

Чтобы привлечь нарушителей к ответственности, требуются доказательства. Для этого подходят свидетельские показания, поэтому если событие проходит в отсутствии посторонних лиц, то наказать обидчика не получится.

Какие принимаются меры

При оскорблении личности на рабочем месте каждый человек может потребовать защиты своих прав. Обидчик привлекается не только к административной, но и уголовной ответственности. Жертва имеет право на моральную компенсацию. Но для этого должны выполняться последовательные действия.

Сбор доказательств

Первоначально гражданин доказывает, что его действительно оскорбил коллега или клиент. Для этого собираются подтверждающие документы и материалы. Они могут быть представлены в вариантах:

  • показания свидетелей, представленные в письменном виде;
  • аудиофайлы, если гражданин перед общением с работодателем или другим сотрудником предприятия включает соответствующее устройство;
  • видеоматериалы, которые могут быть запрошены у руководителя компании, если в офисе ведется видеонаблюдение;
  • переписка в социальных сетях, для чего делаются сканы страниц.

Оскорбления на работе
Все собранные доказательства прикладываются к материалам дела.

Совет! Если у руководителя компании имеется привычка оскорблять работников, то желательно заранее подготовиться к разговору, включив записывающее устройство.

Во многих российских компаниях установлены камеры наблюдения, на которых фиксируются все события, происходящие в офисе. Поэтому можно попросить у охранника запись, а если он отказывается предоставлять эти материалы, то они запрашиваются судом.

Составление жалобы

После сбора доказательной базы необходимо корректно написать претензию. Первоначально создается докладная записка, в которой приводятся следующие данные:

  • место и дата возникновения происшествия;
  • личные сведения об обидчике и жертве;
  • обстоятельства события;
  • точные оскорбления, прозвучавшие в адрес заявителя.

Жалоба оформляется в свободной форме. Если человек систематически сталкивается с оскорблениями со стороны начальника или коллеги, то перечисляются зафиксированные факты. Заявление передается вышестоящему руководству, которое должно разбираться в таких ситуациях. После проведения внутреннего расследования обидчик привлекается к дисциплинарной ответственности, которая может быть представлена не только выговором или замечанием, но и увольнением.

Подача иска в суд

Если руководство компании отказывается проводить расследование и наказывать обидчика, то гражданин может воспользоваться помощью государственных инстанций. Для этого целесообразно составить заявление в суд. В исковых требованиях прописывается размер моральной компенсации, взыскиваемой с нарушителя.

Рассмотрение в судеВ процессе разбирательства изучаются все доказательства, подготовленные заявителем. Судья имеет право запросить видеозаписи или иные документы у руководителя компании. На основании полученных данных определяется оптимальное наказание за оскорбление сотрудника фирмы. Дополнительно можно обратиться в прокуратуру, но такие дела редко рассматриваются работниками этого учреждения.

Виды ответственности

Если человек сталкивается на рабочем месте с угрозами или оскорблениями, то он может наказать обидчика. Если руководство отказывается самостоятельно разбираться в обстоятельствах правонарушения, то актуально подавать иск в суд. Предусматривается несколько видов ответственности.

Вид ответственностиНаказания
ДисциплинарнаяПрименяется руководством, если директор самостоятельно решает возникшую проблему. Эта мера используется по отношению к другому работнику предприятия. Наказание назначается, если нарушаются правила этики, действующие в компании. Оно может быть представлено в следующих видах:
• выговор;
• замечание;
• увольнение
Конкретный выбор зависит от того, был ли оскорблен другой сотрудник, клиент или постороннее лицо. Если человек угрожает всей компании или директору, то он обычно принудительно увольняется.
ГражданскаяПредусматривается при непристойных высказываниях или действиях. Выбирается несколько видов наказаний:
• публичные или личные извинения;
• выплата материальной компенсации;
• возмещение морального вреда, но сумма не может превышать 50 тыс. руб.
Ответственность наступает после принятия судебного решения.
АдминистративнаяПрименяется, если выявляются доказательства непристойного поведения со стороны работника фирмы или клиента. Наказание представлено в нескольких видах:
• штраф от 1 до 50 тыс. руб.;
• административный арест на срок до 15 суток;
• совмещение санкций.
Комбинация нескольких мер воздействия используется крайне редко.
УголовнаяИспользуется, если обидчик угрожает жизни или здоровью. Назначаются следующие наказания:
• домашний арест на срок до 1 года;
• лишение свободы от 3 до 7 лет.
Конкретный выбор определяется судом, для чего учитывается тяжесть последствий преступления.

Внимание! Жертва может воспользоваться разными мерами воздействия, представленными жалобой в прокуратуру, подачей гражданского иска или составлением докладной записки руководителю фирмы.

Если сотрудник предприятия сталкивается с оскорблениями на рабочем месте, то он может привлечь обидчика к ответственности. Для этого составляется обращение к руководству или подается исковое заявление в суд. Наказание представлено увольнением, крупным штрафом, моральной компенсацией или даже административным арестом и лишением свободы в зависимости от тяжести нарушения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Елена Василенко/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Трудовое право
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector