При найме на работу отдельных категорий работников организации предлагают им заключить договор материальной ответственности водителя за автомобиль. Так они страхуют себя от потенциальных убытков, возникших в результате человеческого фактора. Обычно соглашение подписывается вместе с контрактом, либо условия прописаны в нем.
Если фактические обстоятельства дела, включая профессию подписанта, его состояние на момент аварии, расходятся с ситуациями, перечисленными законом, договор не будет иметь юридической силы. Попытки работодателя применить его положения на практике нередко оспариваются в суде. Подпись сотрудника, поставленная ранее, не имеет значения.
Содержание статьи:
По существу договор с водителем о его материальной ответственности представляет собой декларацию о намерениях с воспитательными функциями. Соглашение не может идти вразрез с законодательными нормами. Они предусматривают взыскание из зарплаты для погашения ущерба, но только для определенных категорий работников. Их подробный список представлен в соответствующем пункте и профессия водитель здесь отсутствует.
Исключением становятся случаи, когда речь идет об управлении инкассаторской машиной. Непосредственного запрета на соглашение с водителем закон не несет и на практике его условия часто соблюдаются. Но при должной юридической подкованности, сотрудник, чьи действия или бездействие привели к ущербу, всегда может оспорить материальные санкции в суде. По итогу, скорее всего, ему не придется восстанавливать автомобиль за свой счет.
Материальную ответственность работников устанавливает Трудовой Кодекс. В ст. 244 ее максимальный порог ограничен месячной зарплатой. При этом неважен объем повреждений и потенциальная сумма возмещения. Положения применяются независимо от наличия или отсутствия соответствующего договора сторон. Если шофер грубо нарушил правила или его действия иным образом попадают под определение вины, он несет ответственность на общих основаниях.
Помимо ТК, штрафные санкции предусмотрены Гражданским Кодексом и КоАП. Однако решение принимает уже не работодатель, а суд. Руководство пострадавшей организации обращается туда с иском против водителя, и уже судья выносит вердикт, имела ли место порча имущества, кто понесет ответственность и оплатит издержки.
Актуальность соглашения обусловлена несколькими факторами. Безусловно, водитель избежит оплаты необоснованных (законом) санкций. Однако все будет иначе, если он параллельно заявлен как представитель определенной профессии:
Ответственность этих лиц за материальные ценности прямо установлена законом при условии договора сторон.
Внимание! Важно, чтобы в документе была прописана одна из перечисленных выше профессий. Если лицо проходит в качестве водителя, привлечь его к возмещению ущерба будет проблематично. При этом суд всегда учитывает фактическую сторону дела.
Соглашение сторон направлено на защиту материальных ценностей. Здесь указываются все аспекты работы и обязательства сторон. Отдельно прописываются пункты с описанием особенностей защиты груза и обязательства сотрудника по их выполнению. Обычно всегда учитывается следующее:
Осуществляя грузовой надзор, водитель-экспедитор контролирует режим транспортировки, соответствие количества и качества товара накладным, цельность упаковки. Материальный ущерб возмещается, только если стороны заключили соответствующий договор.
Специальный формат соглашения отсутствует, что оставляет за организацией право самостоятельно разработать образец. Независимо от этого, в нем всегда указываются определенные сведения:
Важно знать! Также прописывается, что ответственность наступает только в случае подтвержденной вины водителя. Его действия или бездействие анализируются на предмет следования инструктажу.
Так, если водитель подвергся грабежу, но не заблокировал дверь во время движения (чего однозначно требовал договор), его могут обязать компенсировать ущерб. Описанные ситуации часто встречаются в такси.
Вина устанавливается внутренним расследованием в компании. Водитель всегда может отказаться от признания выводов и оспорить их в суде. Пример договора о материальной ответственности водителя грузового авто можно скачать на нашем сайте, делается это совершенно бесплатно.
Закон стоит на защите интересов всех участников трудовых отношений. При определенных условиях не обязательно заключать соглашение с водителем, чтобы обязать его к возмещению ущерба.
Все вышеперечисленное необязательно указывать в договоре. Независимо от этого работник будет возмещать полный ущерб.
Что касается размера денежного содержания, которое взыскивают с проштрафившегося водителя, то его объем строго регламентирован законодательством. Разрешается удерживать не больше 20% от ежемесячного заработка. Взыскать больший процент можно только с судебной санкции, но и в этом случае лимит не может превышать половины.
Общая сумма рассчитывается в зависимости от действующих цен на товары, входившие в состав поврежденного груза. Обязательно получить письменные объяснения от виновника либо (при его отказе) оформить соответствующий акт при участии (не менее) 3-х сотрудников компании. В зависимости от обстоятельств, денежный штраф может сопровождаться мерами административного и уголовного преследования.
Работодатель не сможет получить с водителя деньги за ущерб, причиненный автомобилю, если сотрудник не нарушил ни одно из перечисленных выше условий. Он не был пьян, соблюдал ПДД, руководствовался регламентом и не использовал авто в нерабочее время.
Внимание! Даже если водитель совмещает профессию с должностью экспедитора или инкассатора, а в результате его действий/бездействия ущерб получила только машина (в том числе спецтехника), ни о каком возмещении речь не идет.
Соглашение нужно заключать для того, чтобы уберечь груз. Лишь в этом случае сотрудники входят в список профессий, к которым теоретически можно применить денежное взыскание.
Итак, договор о материальной ответственности водителей не имеет юридической силы, если только работа не совмещается с должностью экспедитора или инкассатора. Но и в этих случаях предметом защиты являются материальные ценности, а не ТС.