Важность трудовой книжки трудно переоценить, поскольку именно на основе ее сведений происходит оценка стажа человека, его репутации. Она необходима как для работающего гражданина, так и для пенсионера – для начисления пенсии. Но иногда этот ценный документ теряется или повреждается, в таких случаях требуется его обязательное восстановление. Ранее эта процедура была связана с серьезными затруднениями, так как для ее реализации требовалось посещать прежние места работы, совершать поиск по базам данных и архивам. Теперь это можно сделать другими способами. Благодаря этому восстановление трудовой книжки существенно упростилось.
Содержание статьи:
Трудовая книжка – это документ, в котором отображены сведения о деятельности гражданина. Он требуется при официальном устройстве, для начисления стажа. Еще он обязателен для получения пенсионных выплат. Утрата книжки нередко приводит к различным трудностям, решение которых отнимает массу времени и сил.
Прежде чем выяснить, как восстановить трудовую книжку, следует взять во внимание тот факт, что эта процедура регулируется на законодательном уровне. В нормативных документах отсутствует понятие восстановления ТК. Однако в правовой сфере активно используется определение «дубликат».
Его получение регламентируется конкретными актами, среди которых:
Важно знать! Некоторые аспекты заполнения также описываются в ТК РФ. С их помощью можно понять, как восстановить записи, если утеряна трудовая книжка.
Прежде чем определить, как восстановить трудовую книжку через пенсионный фонд либо иным методом, важно отметить, что такая процедура возможна только при наличии веских оснований. Просто так никто не предоставит работнику либо его руководителю дубликат. Учитывая это, рекомендуется ознакомиться с перечнем случаев, при которых можно переоформить документ.
К ним относятся:
При таких ситуациях восстановление не просто желательно, а обязательно. Переоформление документа должно происходить с соблюдением определенных правил.
Чтобы выяснить, как восстановить трудовую книжку, если она утеряна, советуют определить, кто виноват в случившемся. В конкретных случаях за утрату ответственен сотрудник. Это происходит, когда документ выдается на руки после увольнения либо окончания действия контракта.
Другой вариант – потеря книжки руководством предприятия, в период, когда гражданин официально устроен. В этом случае процедура восстановления целиком возлагается на нанимателя.
Если гражданин не знает, как восстановить утерянную трудовую книжку, прежде всего, нужно подготовить необходимые документы. Это в наибольшей мере актуально для лиц, ранее работавших на нескольких предприятиях.
Чтобы самостоятельно переоформить ТК, понадобятся:
С заверенной копией ТК процедура существенно облегчается. Если же ее достоверность не подтверждена юристом, ее могут признать недействительной.
Документ можно оформлять в свободной форме. Обязательное условие – написание понятным почерком без ошибок. Заявление подается на имя предприятия, где работает сотрудник. В нем непременно указывается причина, по которой требуется дубликат. Рекомендуется напечатать документ в нескольких экземплярах.
Есть несколько способов, позволяющих оформить дубликат. У граждан есть возможность выбрать наиболее удобный метод и, таким образом, исключить трудности при решении поставленной задачи.
Рассматривая, как восстановить трудовую книжку при утере, рекомендуется ознакомиться с этим вариантом. В МФЦ нужно обратиться лично. При себе, помимо перечисленных выше документов, следует иметь паспорт и, при наличии, СНИЛС.
В МФЦ клиенту предоставят бланк, который следует заполнить от собственного лица. После этого сотрудниками центра будет направлен запрос в архив. Это позволит заверить данные, требующиеся для оформления.
Другой популярный способ – обращение в ПФР. В представленной организации помогают в изготовлении дубликата. Для этого понадобятся паспорт и СНИЛС. Требуется личное присутствие просителя в филиале. В ином случае восстановление трудовой книжки через пенсионный фонд считается невозможным.
В ПФР выдадут бланк. После заполнения необходимых полей, его передают сотруднику организации. Услуга предоставляется на платной основе. После внесения денег для погашения пошлины представитель ПФР известит о сроке выдаче дубликата.
Такой способ лучше всего подходит для безработных граждан, утративших книжку после увольнения. Вариант удобен, если мест трудоустройства немного. При таких условиях в государственном архиве по месту регистрации восстановят ТК на основе ранее внесенных записей. Для этого подают запрос в письменной форме.
При необходимости подтвердить факт трудоустройства, можно воспользоваться и этим способом. Инстанция самостоятельно направляет запросы на заявленные предприятия. В результате этого суд получает важные для восстановления данные.
Присутствие на руках еще одного экземпляра книжки может существенно облегчить процедуру. Но в данном случае нужно учитывать наличие юридического подтверждения, указывающее на достоверность документа.
Сама по себе такая книжка не может использоваться для подготовки дубликата. Но при наличии дополнительных документов: справок с мест трудоустройства, выписки из ПФ, восстановление пройдет значительно быстрее. Второй экземпляр позволит внести в новую ТК все необходимые записи и сведения, исключив риск ошибок.
Такой документ, как правило, не используется при подготовке дубликатов. Это связано с тем, что юридически достоверность экземпляра не подтверждена. Поэтому внесенные записи не переносятся в оригинальную книжку.
Очевидно, что подготовка дубликата занимает определенный отрезок времени. Как правило, при обращении напрямую к работодателю либо в МФЦ срок составляет не дольше 15 суток. Длительный период занимает отправка запросов в судебную инстанцию либо архив. Там на проверку и подготовку документа может уйти больше месяца.
Следует помнить о том, что срок восстановления зависит и от самого заявителя. Если он не предоставляет полный перечень требуемых справок или иным способом нарушает общепринятый порядок, то процедура непременно затянется.
Иногда люди задаются вопросом, как восстановить утерянную книжку, в случае, когда наниматель не хочет производить такую процедуру. С целью решения возникшей проблемы рекомендуют обращаться в инспекцию. Там сотрудник подает заявление, на основании которого осуществляют проверку предприятия.
Также можно подать жалобу в прокуратуру либо обратиться в суд. За утрату книжки и отказ восстанавливать ее руководству грозит ответственность. Штрафы назначают за несоблюдение правил, предусмотренных нормативными актами, несвоевременную выдачу дубликата, внесение недостоверных данных. В качестве наказания нанимателя обяжут выплатить взыскание.
Внимание! Восстановление трудовой книжки – обязательная процедура, требующаяся в случае потери.
Дубликат можно получить разными способами, при наличии запрашиваемых документов и веских оснований. При переоформлении необходимо соблюдать установленный законом порядок, чтобы исключить трудности и нарушения.