С начала 2020 г. в РФ введен новый способ фиксации трудовых данных — электронная трудовая книжка. Она представляет собой цифровой вариант обычной, в котором содержится вся информация о трудоустройстве. Переход на новый формат документа — свободный. Предполагается, что эта система должна облегчить деятельность как работников, так и руководства. О плюсах и минусах такой книжки, правилах ведения и особенностях расскажем в статье.
Содержание статьи:
Новую разновидность документа официально приняли в России 1 января 2020 года. В ряд основных федеральных законов были введены поправки:
Трудовой кодекс РФ. Это основной документ, содержащий информацию о трудовых отношениях и трудовых правах. В него была добавлена новая статья 66.1, в которой утверждено само понятие электронной трудовой книжки. А также закреплена возможность отображать сведения о трудовой деятельности в цифровом варианте.Новый документ обладает рядом преимуществ, среди которых:
Но электронные трудовые имеют и ряд недостатков, главные из которых:

Перейти на электронный документооборот — обязанность работодателя. Алгоритм разрабатывался с учетом всех нюансов этого сложного мероприятия. Основные действия:
Сообщить сотрудникам, что они имеют возможность завести электронную книжку. Существуют разные способы уведомлений, но в любом случае важно отметить добровольность перехода на цифровой вариант.В ЭТК отражается основная информация о работнике. В первую очередь: данные о работнике; сроки приема, увольнения, перевода; место трудовой деятельности; должность, специализация, подразделение; вид работы; причины, по которым расторгнуты предыдущие трудовые договора.
Получить выписку можно на сайте гос.услуг. Для этого нужно дать согласие на ведение трудовой книжки в цифровом варианте. Затем работодатель должен предоставить социальный документ, «СЗВ-ТД» в пенсионный государственный фонд.
Работодатель должен известить своих работников о переходе на новую форму ведения трудовых документов. Причем важно акцентировать внимание именно на добровольности этого перехода для каждого сотрудника. Принудительно заставить вести ЭТР нельзя. Также закон обязывает каждое предприятие сдавать электронный отчет в Пенсионный фонд РФ (ПФР).
Отказаться от ведения электронной трудовой по факту нельзя – законодательство не предусматривает такой процедуры. Это не зависит от воли работника или работодателя, так как учетом ЭТК занимается Пенсионный фонд.
Таким образом, согласно закону, у каждого сотрудника может быть либо только электронная трудовая, либо электронная и бумажная. Полностью отказаться можно от бумажного варианта. Что касается электронного, то отказаться от него нельзя, но можно отказаться от его ведения. Это может сделать любой работник, подав заявление в свободной форме.
Электронная книжка — это неотъемлемая часть трудовой документации в России. Вопрос о том, вести ее или нет, не стоит. Главная задача для всех участников трудового процесса – понять особенности этого документа и научиться им пользоваться.