Российское законодательство не обязывает руководителей организации заключать коллективный договор с сотрудниками. Оформление этого локального документа – исключительно инициатива работодателя. Составление бумаги, отражающей социально-трудовые отношения между директором предприятия и служащими, подразумевает уведомительную регистрацию в государственных органах власти. Вступление нормативного акта в юридическую силу не зависит от постановки бумаги на учет.
Содержание статьи:
Правовой документ, который подписывается между руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и работником, регулирует и стабилизирует трудовые отношения на предприятии. Составление договора находится в компетенции администрации компании. К переговорам по инициативе руководителя могут быть привлечены другие специалисты. Акт включает информационные и локальные нормы. Стороны самостоятельно определяют содержание, структуру документа. Основные тематические разделы:
Вопросы трудовых отношений могут быть отражены в основном соглашении или отдельном приложении. Законодательством не определено составление колдоговора в обязательном порядке при трудоустройстве. При отсутствии локального нормативного акта работодатель должен выполнять правила, установленные Трудовым Кодексом. В соответствии со ст. 40 ТК РФ документ подписывается сторонами в течение 3 месяцев с момента начала переговоров. Если на протяжении указанного срока не были согласованы вопросы, касающиеся трудовых отношений, руководитель организации и работник обязаны составить протокол разногласий. Колдоговор заключается в филиалах, представительствах, обособленных структурах предприятия.
Внимание! При подписании документа интересы работодателя по ст.40 ТК РФ вправе представлять руководители подразделений или иные лица при определении соответствующих полномочий. Участвовать в переговорах от имени трудящегося могут сотрудники профсоюза или другого выборного органа.
Нормативный акт должен быть подписан сторонами после согласования тематических разделов. После заверения документа в течение 7 дней необходима регистрация коллективного договора. В соответствии со ст. 50 ТК РФ он направляется в указанный срок в орган по труду. Законом предусматривается право региональных представителей власти регистрировать колдоговоры, отраслевые территориальные соглашения в конкретном субъекте России. Вступление локального акта в юридическую силу не зависит от факта постановки на учет.
Оформление нормативного акта в органах государственной власти дает конкретное и достоверное представление о деятельности предприятия, количестве локальных документов компании. Основные цели регистрации:
Отправленный на уведомительную регистрацию коллективный договор дает возможность сотрудникам контролирующего ведомства оценить условия труда работников в соответствии с действующим законодательством. При выявлении нарушений граждане, занимающиеся постановкой локальных актов предприятий на учет, вправе обратиться в государственную инспекцию и аннулировать положения в документе. Изучение колдоговоров разных компаний на этапе регистрации позволяет оценить предоставляемые условия для работы, совершенствовать правовое регулирование социальных и трудовых отношений между руководителем и сотрудниками.
Уведомительная регистрация коллективного договора подразумевает соблюдение определенных правил. В региональных ведомственных структурах может действовать обособленный порядок оформления нормативного документа. Основные этапы постановки локального акта на учет в государственный орган:
Важно знать! Наличие отклонений от норм, установленных законодательством, является основанием для отказа в постановке договора на учет.
При отсутствии нарушений документу присваивается идентификационный номер и данные локального акта заносятся в специальный реестр. После регистрации два экземпляра отправляются на предприятие, третья копия остается в органе по труду до окончания действия договора. Последующие внесения изменений требуют обязательной постановки на учет. Отсутствие регистрации может быть расценено представителями государственной инстанции как нарушение трудового законодательства.
Уведомительная регистрация локального акта требует подготовки. До передачи колдоговора в орган по труду необходимо собрать документы. Основной список:
Основная бумага – непосредственно нормативный акт. Директор предприятия обязан предоставить три экземпляра с проставленными подписями сторон и печатью компании. Страницы договора должны быть прошиты и пронумерованы в каждой копии. В сопроводительном письме руководитель обязан указать персональные данные сторон соглашения, контактные телефоны участников обсуждения, информацию о деятельности организации, количество сотрудников на предприятии, название профсоюза.
Внимание! При подписании локального акта представителям работника необходимо предоставить протокол, свидетельствующий о проведении переговоров сторон для определения структуры, тематических разделов документа от имени трудящегося.
В соответствии со ст. 50 ТК РФ постановить на учет межотраслевой коллективный договор можно в ведомстве по труду. Соглашения регионального значения регистрируются органами исполнительной власти в конкретном субъекте России. В каждом отдельном городе могут быть установлены правила оформления локальных актов предприятий. Подать документы для регистрации колдоговора можно в территориальном отделении многофункционального центра.
Руководитель организации обязан отправить заявление и коллективный договор в государственный орган труда в течение 7 дней после подписания соглашения. Время рассмотрения документов составляет 30 суток. Срок прохождения административных процедур при письменном обращении не превышает 15 дней. После получения положительного ответа о регистрации локальном акту присваивается идентификационный номер на протяжении 5 суток.
Составление договора подразумевает постановку юридической бумаги на учет в государственном органе власти. Российское законодательство обязывает работодателя направить локальный документ на уведомительную регистрацию в течение 7 дней с момента проведения переговоров между руководителем предприятия и сотрудниками. Выявление условий, ухудшающих положение трудящихся граждан, является основанием для отказа в постановки на учет нормативного акта.