Пока служащий числится на рабочем месте, его непосредственный руководитель несет ответственность за его трудовую книжку. Но не стоит забывать, что принадлежит документ все-таки работнику, а значит, он имеет полное право запросить его на руки. В данной статье рассмотрим, как выглядит расписка в получении трудовой книжки, и каким правилам нужно следовать при ее утверждении.
Содержание статьи:
Данные, касающиеся сохранности документа, подробно расписаны в ст. 66 ТК РФ и постановлении №225. Если следовать информации из правового акта, то формуляр подлежит строгому учету. Храниться он должен в организации, занимающейся официальным оформлением и увольнением. Следит за документом кадровик, назначенный руководством. Согласно правовым актам, только он обеспечен доступом к бумаге. Соответственно, и расписка о получении трудовой книжки на руки пишется здесь же. Поэтому если вам срочно понадобились данные о своем стаже – вам нужно обратиться именно туда. Также сотрудник кадровой службы запросит с вас срок возвращения документа.
Просто так забрать документ не получится, потому что за ее сохранностью строго следят. Однако бывают случаи, когда без формуляра не обойтись – тогда-то и понадобится расписка о получении человеком трудовой книжки. К таким ситуациям относят:
Рассчитывать на получение формуляра можно только в самый последний день. Но если трудовая книжка не выдается вовремя – компания обязана перенести дату, а за просроченные дни выплатить компенсацию морального ущерба.
Как вариант, получить бумагу может родственник умершего сотрудника. Для этого близким людям нужно предоставить документы, подтверждающие, что они действительно являются родней, а также свидетельство о смерти. Что же до самой услуги, то она никак не отличается от той, что обычно оказывается непосредственному владельцу формуляра. Только расписка в получении трудовой книжки умершего заполняется уже родственными лицами.
Важно знать! Кстати, формуляр могут отдать не только когда дело касается смерти родственника, но и в случае его болезни, инвалидности и так далее. Главное – это наличие доверенности.
В случае надвигающейся пенсии гражданин также может рассчитывать на выдачу документа. В ПФР принимают только оригиналы, поэтому нужно будет заполнить заявление на предоставление материалов. После того, как фонд отдаст книжку обратно, он обязан вернуть формуляр в трехдневный срок. Что же до работодателя, то он не имеет право отказать в выдаче.
Итак, разберем, как выдается трудовая книжка под расписку. Гражданин перед получением документа обязан написать соответствующее заявление, которое заверят у директора. Что же до работодателя, то он, выдавая бумагу сотруднику, должен сделать ее ксерокопию, а также взять расписку о трудовой книжке на руки, тем самым снимая с себя всякую ответственность.
Основные данные, которые необходимо отразить в расписке:
Когда книжку вернут, расписку нужно аннулировать. Работнику при этом выдается встречное заявление о том, что гражданин не нарушил закон и отдал документ. Так обе стороны подстраховывают себя. Соответственно, ни одна из них не будет утверждать, что книжка была утеряна не им.
Заниматься получением бумаги необходимо тому лицу, на кого оформлен формуляр. Если же у гражданина нет возможности взять документ лично, то за него это сделать может любой другой человек, причем даже не родственник, но только при наличии доверенности.
Если в компании нет шаблона, по которому бы писалась расписка, то можно сделать это в произвольной форме. Пишется документ от руки и на белом листе бумаги. Конечно, его можно напечатать и на компьютере, но если между работником и начальством возникнут какие-то разногласия, то провести графологическое исследование будет невозможно.
Совет! Писать следует четко, без каких-либо ошибок и помарок. Если грамотно составить документ не получилось, то лучше отложить его и написать новую расписку.
Когда гражданин берет документ, он оставляет расписку о том, что ему выдали формуляр, и проставляет свой автограф в личной карточке и в учетных журналах. После этого ответственность за бумагу снимается с руководителя и перекладывается на сотрудника. Собственно, для того расписка и пишется – чтобы снять обязательство с работодателя, который должен хранить формуляр у себя.
Совет! Кстати, передать документ можно и через Почту России, но для этого работодатель вначале обязан получить от сотрудника согласие на почтовое отправление. Если же такового не имеется, то передача невозможна. Работник в свою очередь также должен отправить документ почтой.
Не редки случаи, когда сотруднику отказывают в выдаче документа. Как правило, объясняется это тем фактом, что у гражданина есть долги перед организацией, он не сдал какие-то бумаги, спецодежду, иные материальные ценности. Со стороны работодателя это является своего рода попыткой обезопасить себя от ситуации, при которой человек получит трудовую и исчезнет, не исполнив свои обязательства.
Если подобное произошло, нужно знать, что закон всегда на стороне сотрудника. Компания обязана предоставить формуляр в оговоренный срок.
Трудовая книжка является очень важным документом, к которому нельзя относиться легкомысленно, иначе можно лишиться будущей пенсии. Работодатель несет обязательство по ее хранению, поэтому выдается она только под расписку. В случае утери бумаги вся ответственность ложится на сотрудника, а восстановить ее гражданину будет очень нелегко.