Особенности разрешения коллективных трудовых споров

Особенности разрешения коллективных трудовых споров

Коллективные трудовые споры возникают гораздо реже, чем индивидуальные. Они отражают порядок взаимодействия участников трудовых отношений при появлении недовольств у наемных лиц. В статье раскрываются понятие, классификация и причины таких конфликтов. Приводятся методы разрешения, основные периоды и их длительность.

Коллективный трудовой спор

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения определены на общегосударственном уровне и регулируются законодательством страны. Данные правила распространяются на всех официально трудоустроенных работников независимо от региона проживания и места выполнения служебных обязанностей.

Законодательное регулирование

На законодательном уровне процедура рассмотрения и разрешения коллективных споров трудящихся регламентируется главой 61 ТК РФ. Здесь же описывается участие государственных ведомств, права наемных сотрудников и их ответственность, документация, составляемая в ходе противоречия мнений.

Понятие

Понятие трудового конфликта устанавливается статьей 398 ТК РФ. Трудовой коллективный спор – это неурегулированные разногласия между рабочими и нанимателями. В них также могут участвовать их представители.

Предмет конфликта – права и интересы сотрудников, которые, по мнению последних, нарушены. Участниками прений являются:

  • сотрудники предприятия/предпринимательства;
  • адвокаты, нанятые защищать их интересы;
  • уполномоченные лица профсоюзных объединений (при наличии);
  • трудовые коллективы;
  • вышестоящие органы управления;
  • руководители/индивидуальные предприниматели;
  • адвокаты и юристы, представляющие руководствующий состав.

Признаками являются:

  • сокращенные периоды урегулирования;
  • обязательность компромиссного порядка;
  • возможное фигурирование посредника;
  • трудовой арбитраж;
  • организация забастовки.

Спор в трудовом коллективеНеобходимо отличать коллективный трудовой спор от любого недовольства группы работников. Разграничить разногласия рабочего состава можно только в совокупности субъектных и предметных признаков. Так, претензии, возникшие из-за невыплаты заработной платы и непредставления отпусков, не относятся к данной группе споров.

Виды

Законодательно установленной классификации нет. В трудовом кодексе нет разделения по группам. Но условно данные отношения можно поделить по критериям: характеру спора, этапности и уровням. Виды разногласий представлены в таблице.

КритерийВиды
характер спораутверждение и изменение условий труда
заключение, корректировка и прибавление коллективных договоров, общественных соглашений
игнорирование или отказ руководствующего состава принять к учету мнение профсоюза при подписании местных правовых актов
этапностьразрешение на 1 этапе
на 2
на 3
уровеньместный
региональный
Федеральный

Основания, причины возникновения

Достаточно редко в ходе трудовых правоотношений обе стороны всем довольны. Одни причины вполне безобидны, другие же требуют оперативного решения. Мотивами для возникновения трудового коллективного спора являются:

  • несогласие с условиями труда;
  • несоставление коллективного договора;
  • не внесение правомерных/внесение неправомерных изменений в данный документ;
  • игнорирование руководствующим составом мнения профсоюзных объединений при создании актов локального назначения.

Примеры:Причины споров в коллективе

  • требования увеличения заработной платы;
  • уклонение руководителя от переговоров;
  • установления трудового распорядка без согласования с профсоюзом.

Важно знать! Корректировку условий труда можно оспаривать, когда они установлены локально на предприятии, а не на федеральном уровне. Данный список причин не является исчерпывающим.

Варианты урегулирования коллективного трудового спора

Любые разногласия должны решаться. В некоторых случаях уже на начальном этапе возможно достигнуть соглашения – когда работники выдвигают требования, а руководитель их удовлетворяет. Другие споры нуждаются в более детальном  рассмотрении. Выделяют два способа разрешения разногласий между трудящимися и работодателем:

  • создание комиссии;
  • в суде.

Применяются эти способы именно в таком порядке. Обращение в суд без локального рассмотрения невозможно.

Комиссия по трудовым спорам

Комиссия создается в том случае, если руководитель не согласился и не удовлетворил требования сотрудников. На создание актива определены конкретные сроки. Формирование внутреннего совета устанавливается специальным письменным документом. Это может быть:

  • приказ;
  • постановление;
  • распоряжение.

В состав комиссии включаются представители обеих сторон. Количество работников и руководителей одинаково. Ни та, ни другая сторона не вправе отказаться от участия или проигнорировать его.

Комиссия по спорам в коллективе

Важно знать! На рассмотрение требований выделяется определенный срок. За это время стороны могут прийти к соглашению либо не достигнуть его. В завершении (независимо от итогов) составляется письменный документ.

Если решение всех устраивает, то в протоколе указываются сроки выполнения описанных обязательств. Если не устраивает, то возможно два исхода:

  • привлечение посредника;
  • арбитраж.

Фигурирование парламентера – необязательная процедура. Решение о его привлечении принимается на следующий день после подписания протокола комиссии примирения. Кандидатура посредника выбирается участвующими сторонами в определенные временные рамки. В случае необходимости они могут обратиться в местное отделение Федеральной службы по труду и занятости. Если выбрать такое лицо не удалось, то дальше переговоры ведутся в арбитраже.

Выбранный посредник может запрашивать у рабочей группы или руководствующего состава пояснения, документы и прочие сведения. Лицо должно быть не заинтересованное. По итогам комиссии с парламентером также составляется протокол.

Суд

Разрешение противоречий возможно в созданном временном трудовом арбитраже или в постоянном (при наличии). Он формируется при участии конфликтующих сторон и Федеральной службой по труду и занятости. Трудовой арбитраж имеет права и обязанности. К ним относятся:

  • рассмотрение обращений;
  • запрос сведений, документов;
  • Суд по решению коллективных споровполучение пояснений;
  • принятие решения.

Заключительный документ должен содержать сроки выполнения вынесенных положений, а также сроки и способы обжалования, которое производится в вышестоящие органы власти.

Этапы рассмотрения и разрешения

Решение проблемы предполагает установленный порядок действий. Без выполнения предыдущего пункта невозможно перейти к следующему.

Основными этапами рассмотрения и разрешения групповых недовольств сотрудников являются:

  1. Выдвижение требований.

На собрании профсоюза или другого объединения составляется письменный документ с перечислением и описанием всех пунктов претензий персонала. Собрание правомерно, если на нем присутствует более 50% состава сотрудников. Руководствующий состав должен выделить специальное помещение для проведения мероприятия. Если нет места, то осуществляется сбор подписей.

Документ направляется руководителям предприятия/предпринимателям. Дополнительно (второй экземпляр или копия) может быть передана в местное отделение Федеральной службы по труду и занятости.

Получение письма должно фиксироваться в журнале входящей корреспонденции. Если делопроизводитель отказывается регистрировать документ, то можно отправить его электронно (скан-копия) либо по почте. В этом случае важно установить точную дату получения требований.

  1. Рассмотрение требований.

Руководитель/предприниматель обязан принять документ, изучить его и дать ответ. Решение также составляется в письменном виде.

  1. Примирительные процедуры.

Решение трудового спораОсуществляются одним из вышеописанных вариантов урегулирования конфликтов.

  1. Подписание соглашения.

Все принимаемые решения в ходе порядка разрешения коллективного трудового спора составляются в письменном виде и подписываются участвующими сторонами или их представителями.

Срок рассмотрения дела

Временные рамки для решения возникших трудностей устанавливаются той же главой трудового кодекса. Корректировка сроков возможна только по обоюдному добровольному согласию сторон. Порядок разрешения коллективных трудовых споров выполняется в периоды, указанные в таблице.

действиясроки
рассмотрение требований:руководителем2 дня
объединением работодателей3 недели
создание комиссиилокальный уровень2 дня
иные3 дня
разбирательство конфликта комиссиейлокальный уровень3 дня
иные5 дней
решение о необходимости посредникана следующий день после протокола рассмотрения
согласование кандидатуры2 дня
разбирательство спора комиссией с посредникомлокальный уровень3 дня
иные5 дней
передача в арбитражНа следующий день
соглашение об арбитражелокальный уровень2 дня
иные4 дня
рассмотрение в арбитражелокальный уровень3 дня
иные5 дней

Таким образом, удовлетворение требований сотрудников либо отказ может решиться как на протяжении пары дней, так и недель. Некоторые случаи могут затянуться на месяц.

Срок исковой давности

По общим основаниям период исковой давности составляет 3 года. В отношении коллективных недовольств трудящихся применяются иные правила, установленные главой 61 ТК РФ. Данные сроки представлены в таблице выше.

Таким образом, права и интересы работающего населения защищаются и оберегаются на государственном уровне. Если они нарушаются, то сотрудники могут их восстановить вполне законными методами. В рамках выдвижения требований возможно проведение организованной забастовки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Трудовое право
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector