Коллективные трудовые споры возникают гораздо реже, чем индивидуальные. Они отражают порядок взаимодействия участников трудовых отношений при появлении недовольств у наемных лиц. В статье раскрываются понятие, классификация и причины таких конфликтов. Приводятся методы разрешения, основные периоды и их длительность.
Содержание статьи:
Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения определены на общегосударственном уровне и регулируются законодательством страны. Данные правила распространяются на всех официально трудоустроенных работников независимо от региона проживания и места выполнения служебных обязанностей.
На законодательном уровне процедура рассмотрения и разрешения коллективных споров трудящихся регламентируется главой 61 ТК РФ. Здесь же описывается участие государственных ведомств, права наемных сотрудников и их ответственность, документация, составляемая в ходе противоречия мнений.
Понятие трудового конфликта устанавливается статьей 398 ТК РФ. Трудовой коллективный спор – это неурегулированные разногласия между рабочими и нанимателями. В них также могут участвовать их представители.
Предмет конфликта – права и интересы сотрудников, которые, по мнению последних, нарушены. Участниками прений являются:
Признаками являются:
Необходимо отличать коллективный трудовой спор от любого недовольства группы работников. Разграничить разногласия рабочего состава можно только в совокупности субъектных и предметных признаков. Так, претензии, возникшие из-за невыплаты заработной платы и непредставления отпусков, не относятся к данной группе споров.
Законодательно установленной классификации нет. В трудовом кодексе нет разделения по группам. Но условно данные отношения можно поделить по критериям: характеру спора, этапности и уровням. Виды разногласий представлены в таблице.
Критерий | Виды |
---|---|
характер спора | утверждение и изменение условий труда |
заключение, корректировка и прибавление коллективных договоров, общественных соглашений | |
игнорирование или отказ руководствующего состава принять к учету мнение профсоюза при подписании местных правовых актов | |
этапность | разрешение на 1 этапе |
на 2 | |
на 3 | |
уровень | местный |
региональный | |
Федеральный |
Достаточно редко в ходе трудовых правоотношений обе стороны всем довольны. Одни причины вполне безобидны, другие же требуют оперативного решения. Мотивами для возникновения трудового коллективного спора являются:
Примеры:
Важно знать! Корректировку условий труда можно оспаривать, когда они установлены локально на предприятии, а не на федеральном уровне. Данный список причин не является исчерпывающим.
Любые разногласия должны решаться. В некоторых случаях уже на начальном этапе возможно достигнуть соглашения – когда работники выдвигают требования, а руководитель их удовлетворяет. Другие споры нуждаются в более детальном рассмотрении. Выделяют два способа разрешения разногласий между трудящимися и работодателем:
Применяются эти способы именно в таком порядке. Обращение в суд без локального рассмотрения невозможно.
Комиссия создается в том случае, если руководитель не согласился и не удовлетворил требования сотрудников. На создание актива определены конкретные сроки. Формирование внутреннего совета устанавливается специальным письменным документом. Это может быть:
В состав комиссии включаются представители обеих сторон. Количество работников и руководителей одинаково. Ни та, ни другая сторона не вправе отказаться от участия или проигнорировать его.
Важно знать! На рассмотрение требований выделяется определенный срок. За это время стороны могут прийти к соглашению либо не достигнуть его. В завершении (независимо от итогов) составляется письменный документ.
Если решение всех устраивает, то в протоколе указываются сроки выполнения описанных обязательств. Если не устраивает, то возможно два исхода:
Фигурирование парламентера – необязательная процедура. Решение о его привлечении принимается на следующий день после подписания протокола комиссии примирения. Кандидатура посредника выбирается участвующими сторонами в определенные временные рамки. В случае необходимости они могут обратиться в местное отделение Федеральной службы по труду и занятости. Если выбрать такое лицо не удалось, то дальше переговоры ведутся в арбитраже.
Выбранный посредник может запрашивать у рабочей группы или руководствующего состава пояснения, документы и прочие сведения. Лицо должно быть не заинтересованное. По итогам комиссии с парламентером также составляется протокол.
Разрешение противоречий возможно в созданном временном трудовом арбитраже или в постоянном (при наличии). Он формируется при участии конфликтующих сторон и Федеральной службой по труду и занятости. Трудовой арбитраж имеет права и обязанности. К ним относятся:
Заключительный документ должен содержать сроки выполнения вынесенных положений, а также сроки и способы обжалования, которое производится в вышестоящие органы власти.
Решение проблемы предполагает установленный порядок действий. Без выполнения предыдущего пункта невозможно перейти к следующему.
Основными этапами рассмотрения и разрешения групповых недовольств сотрудников являются:
На собрании профсоюза или другого объединения составляется письменный документ с перечислением и описанием всех пунктов претензий персонала. Собрание правомерно, если на нем присутствует более 50% состава сотрудников. Руководствующий состав должен выделить специальное помещение для проведения мероприятия. Если нет места, то осуществляется сбор подписей.
Документ направляется руководителям предприятия/предпринимателям. Дополнительно (второй экземпляр или копия) может быть передана в местное отделение Федеральной службы по труду и занятости.
Получение письма должно фиксироваться в журнале входящей корреспонденции. Если делопроизводитель отказывается регистрировать документ, то можно отправить его электронно (скан-копия) либо по почте. В этом случае важно установить точную дату получения требований.
Руководитель/предприниматель обязан принять документ, изучить его и дать ответ. Решение также составляется в письменном виде.
Осуществляются одним из вышеописанных вариантов урегулирования конфликтов.
Все принимаемые решения в ходе порядка разрешения коллективного трудового спора составляются в письменном виде и подписываются участвующими сторонами или их представителями.
Временные рамки для решения возникших трудностей устанавливаются той же главой трудового кодекса. Корректировка сроков возможна только по обоюдному добровольному согласию сторон. Порядок разрешения коллективных трудовых споров выполняется в периоды, указанные в таблице.
действия | сроки | |
---|---|---|
рассмотрение требований: | руководителем | 2 дня |
объединением работодателей | 3 недели | |
создание комиссии | локальный уровень | 2 дня |
иные | 3 дня | |
разбирательство конфликта комиссией | локальный уровень | 3 дня |
иные | 5 дней | |
решение о необходимости посредника | на следующий день после протокола рассмотрения | |
согласование кандидатуры | 2 дня | |
разбирательство спора комиссией с посредником | локальный уровень | 3 дня |
иные | 5 дней | |
передача в арбитраж | На следующий день | |
соглашение об арбитраже | локальный уровень | 2 дня |
иные | 4 дня | |
рассмотрение в арбитраже | локальный уровень | 3 дня |
иные | 5 дней |
Таким образом, удовлетворение требований сотрудников либо отказ может решиться как на протяжении пары дней, так и недель. Некоторые случаи могут затянуться на месяц.
По общим основаниям период исковой давности составляет 3 года. В отношении коллективных недовольств трудящихся применяются иные правила, установленные главой 61 ТК РФ. Данные сроки представлены в таблице выше.
Таким образом, права и интересы работающего населения защищаются и оберегаются на государственном уровне. Если они нарушаются, то сотрудники могут их восстановить вполне законными методами. В рамках выдвижения требований возможно проведение организованной забастовки.