Трудовое право Защита прав работников и работодателей.
Получите бесплатную консультацию прямо сейчас
По России бесплатно
8-800 555-67-55 доб.763
Москва, Московская область
+7 499 703-06-58
Санкт-Петербург и область
+7 812 627-14-96
Принципы рассмотрения трудовых споров

Споры Принципы рассмотрения трудовых споров

21.07.2019
0
708
5 мин.

Рабочие отношения между начальством и сотрудником не всегда могут протекать гладко. При возникновении определенных проблем иногда приходится обращаться в надзорные органы, в компетенцию которых входит возможность урегулирования подобных разногласий. В статье описан порядок рассмотрения трудовых споров и варианты разрешения конфликтов между руководством и работниками предприятий.

Содержание статьи:

Что такое трудовой спор

Трудовым спором принято называть конфликт между работодателем и сотрудниками организации, который поступил на рассмотрение в специальную комиссию или суд. Такие разногласия могут носить индивидуальный либо коллективный характер. В последнем случае руководство компании может получить особенно большой ущерб при судебном разбирательстве. Забастовка также относится к цивилизованным способам протеста, при этом для работодателя подобные действия могут причинить очень серьёзный урон.

Конфликт на работе
Разногласия, приводящие к спорной ситуации, как правило, возникают при серьёзном нарушении прав людей, работающих в организации, например: задержка заработной платы, незаконные массовые увольнения. Конфликты также могут провоцироваться в результате завышенных требований к работникам, в том числе, и по превышению установленного рабочего времени.

Индивидуальные споры особенно часто возникают из-за отказа работодателя произвести расчёт при увольнении. Многие руководители предприятий в таких ситуациях всевозможными способами стремятся «повесить» на работника различные расходы по устранению материального ущерба, который мог возникнуть за время выполнения ими служебных обязанностей.

Конфликтные ситуации могут возникать по причине разногласий в трактовке норм ТК РФ. Конечно, работодатель понимает отображённые в документе правила в свою пользу. Урегулировать подобные споры, можно только обратившись в специальную инспекцию или суд.

Важно знать! Претензии могут носить материальный характер, когда работодатель или сотрудник требует денежной компенсации за понесённый ущерб. В такой ситуации пострадавшей стороне потребуется обратиться с иском в судебный орган. В нематериальных конфликтах предметом спора могут являться законные права работника на отдых, получение дополнительного отпуска, выдачу необходимых документов при увольнении.

Компетентные органы

Помочь урегулировать конфликт может обращение в органы по рассмотрению трудовых споров. К таким организациям относятся:

  • Организации по решению конфликтовКомиссия по трудовым спорам.
  • Суд.

Рассмотрение трудовых споров специальной комиссией осуществляется согласно действующему законодательству. Такой орган создаётся непосредственно на предприятии или в учреждении, где произошёл конфликт между сотрудниками и руководством. В состав комиссии входит равное количество представителей каждой из сторон. Комитет занимается урегулированием только индивидуальных споров. Если по тем или иным причинам комиссия не смогла разрешить ситуацию, то пострадавшая сторона имеет право обратиться с заявлением в суд.

Некоторые споры невозможно разбирать в комиссии. Например, все конфликтные ситуации, связанные с дискриминацией на рабочем месте, можно урегулировать исключительно в судебном порядке. Компетентный орган способен разрешить не только индивидуальные споры, но и вынести решение по коллективному иску. В суде проигрывают дела как работодатели, так и сотрудники даже при командном оформлении заявления. Например, суд может признать забастовку незаконной со всеми вытекающими из этого решения последствиями для людей, которые по предварительному сговору решили приостановить выполнение своих обязанностей.

Порядок рассмотрения

Для того чтобы отстоять свои законные права, необходимо знать принципы и порядок рассмотрения трудовых споров.

Индивидуальные споры

Если рассмотрение индивидуального спора происходит в комиссии, то в первую очередь должно быть зарегистрировано заявление от истца. После правильного оформления осуществляется разбор нюансов дела в присутствии заявителя. Этим правилом можно пренебречь только в том случае, если пострадавшая сторона уведомила комиссию в письменном виде о невозможности истца находиться на заседании. Если на назначенное время истец дважды не является, то заявление может быть аннулировано. Прекращение действий по делу не запрещает пострадавшей стороне снова инициировать спор.

Если комиссия была правильно составлена и конфликтная ситуация была рассмотрена на заседании, то решение принимается методом тайного голосования. По завершению этого действия бумага подписывается председателем комиссии, после чего сотрудник и работодатель получают по одной копии документа.

Решение комиссии по спорам может быть обжаловано в суде. Кроме того, по многим ситуациям урегулировать конфликт разрешается законом только в этой инстанции. Руководствоваться для решения подобных споров рекомендуется в соответствии со статьями 390 – 397 ТК РФ. При регулировании разбирательств следует точно соблюдать подведомственность, иначе в иске пострадавшей стороне могут отказать. Например, обращение по поводу восстановления на работе или возмещению материального ущерба должно быть направлено сразу в судебный орган, минуя комиссию по рассмотрению такого вида конфликтов.

Важно знать! Следует также отметить, что при неисполнении законных решений работодателем в добровольном порядке он может быть принужден к этому службой судебных приставов.

Коллективные споры

Коллективные трудовые споры рассматриваются службой, которая на государственном уровне занимается разрешением конфликтов между сотрудниками и работодателями компаний и организаций. Особенностью ситуации является тот факт, что в процессе принимают участие только представители сторон. Также возможно урегулирование спора в суде или в созданной на предприятии комиссии. Коллективные разногласия, как правило, разрешаются в следующей последовательности:

  • Определяется предмет спора. То есть причины, по которым работники считают себя пострадавшей стороной.
  • Осуществление попыток мирно разрешить ситуацию. Представители коллектива обсуждают с руководством способы урегулирования конфликта.
  • Работа примирительной комиссии. Она создаётся на предприятии из равного числа участников от каждой стороны. Процесс рассмотрения дела завершается после принятия решения по заявленной проблеме.
  • Если даже после этого не удалось добиться положительных результатов, на предприятие приглашается специалист извне, с участием которого и будет производиться дальнейшее рассмотрение дела.
  • При отсутствии каких-либо положительных изменений в споре дело передаётся в арбитражный суд, который принимает окончательное решение.

Классификации споров
Решение последней инстанции является обязательным к исполнению, в противном случае, к стороне, уклоняющейся от этого, могут быть приняты меры административного воздействия.

Основные принципы разрешения конфликтов

Основными принципами разрешения конфликтов на работе являются следующие критерии:

  • Демократизм;
  • Доступность;
  • Законность;
  • Высокая скорость рассмотрения;
  • Обеспечение исполнение решения компетентных органов.

Во время урегулирования спора каждый работник должен иметь возможность высказать своё мнение лично или через своего представителя. Доступность правосудия в таких случаях достигается бесплатностью участия. При этом сотрудник может не отвлекаться от выполнения своих обязанностей и посещать собрания созданного органа по урегулированию конфликта в нерабочее время.

Высокая скорость рассмотрения объясняется действующими законодательными нормами. При их нарушении конфликт не может быть разрешён и дело передаётся в другую надзорную инстанцию, либо комиссия на предприятии должна быть создана заново.

Обязательность выполнения принятых решений обеспечивается службой судебных приставов, но обычно ответчик самостоятельно устраняет нарушения, приведшие к возникновению спорной ситуации.

Сроки давности рассмотрения дел

Сроки давности по трудовым спорам указаны в статье 391 ТК РФ. В этом документе чётко прописано, при каком максимальном промежутке времени после возникновения спорной ситуации можно обращаться в суд или иные надзорные органы. Например, если сотрудник обнаружил какие-либо нарушения своих прав, находясь на рабочем месте, то у него в запасе имеется 12 недель, в течение которых он может восстановить справедливость.

ВремяПри увольнении работника действуют более жёсткие временные рамки. Как только бывший сотрудник получил на руки трудовую книжку, у него есть не больше месяца для того, чтобы подать иск в суд или инспекцию. Пропуск этого времени по неуважительной причине автоматически лишает человека возможности восстановить справедливость.

Сроки рассмотрения большинства трудовых споров по поводу невыплаты зарплаты могут быть более значительными. Один год предоставляется законом для подачи иска против работодателя, который задержал перевод заработанных денег на счёт сотрудника.

После пропуска сроков исковой давности надеяться на восстановление своих законных прав работник может только в той ситуации, если будет доказана невозможность начала рассмотрения дела ранее. Например, болезнь или командировка могут считаться уважительными причинами. В противном случае ответчику нужно ходатайствовать о прекращении дела в связи с пропуском срока исковой давности.

Трудовые споры и основной порядок их рассмотрения описаны в этой статье, но всех нюансов взаимоотношений между сотрудниками и работодателем невозможно отобразить. Зная принципы урегулирования рабочих конфликтов, можно по всем правилам произвести слушание дела. Во многих случаях бывает достаточно инициативной группе обсудить проблему с начальством, чтобы полностью разрешить спорную ситуацию. Даже если на начальном этапе договорённость не была достигнута, можно будет всегда подать заявление в арбитражный суд и восстановить справедливость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *