Статья 392 ТК РФ. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора

Сроки обращения в суд по разрешению индивидуального трудового спора

В ходе исполнения трудовых обязанностей между сторонами могут возникать неразрешимые споры, которые представляется возможным урегулировать только в зале суда. Для того, чтобы отстоять свои права, сотруднику стоит внимательно изучить действующее законодательство и знать, каким образом можно защитить себя в конфликтных ситуациях. Поможет ему в этом статья 392 ТК РФ.

Содержание статьи

Если возникают индивидуальные трудовые споры, единственным выходом из ситуации будет написание искового заявления. Произвести указанное действие необходимо не позднее трех месяцев с того момента, как стало известно о том, что право служащего нарушено. Данная норма не распространяется на увольнение. Здесь придется действовать в течение одного месяца. Отсчет времени начнется сразу, как только на руки выдадут копию соответствующего приказа или трудовую книжку.

Существует еще один важный нюанс: вопрос полного отсутствия расчета или выплаты не в полном размере зарплаты работнику. На реализацию своих прав в суде будет отведен год. Отсчет пойдет с того дня, в котором закреплен срок для перечисления положенных сумм. К этому пункту относятся и денежные средства при увольнении.

Понятие индивидуального трудового спора

Норма, определяющая понятие индивидуального трудового спора, регламентирована ст. 381 ТК РФ. Так, под этим подразумеваются разногласия работодателя и сотрудника, неурегулированные обоюдно путем мирного решения проблемы и договоренностей. Еще одно условие – написание заявления в адрес комиссии по индивидуальным трудовым спорам.

Чтобы лучше разобраться в обозначенном вопросе, следует выделить определенные значительные критерии:

  • Работник спорит с начальникомНаличие обстоятельств, которые не урегулированы в досудебном порядке;
  • Разногласия являются предметом, принадлежащим к трудовому праву;
  • Оспариваемое находится под вниманием комиссии ИТС.

Спор данного вида предполагает существование искового требования, которое поступило для рассмотрения уполномоченным органом.

Основные причины претензий

Многие работодатели игнорируют недовольные настроения своих подчиненных. Недобросовестность руководства главным образом заключается в слабой осведомленности сотрудников на предмет их прав. Такой ситуацией зачастую пользуются частные предприниматели. Первоочередными, как установила статья 392 Трудового кодекса РФ, можно считать следующие споры:

  • Восстановление на работе;
  • Взыскание зарплаты (произведен вынужденный прогул, недовыплата, неизрасходованный отпуск);
  • Аннулирование или изменение записи в трудкнижке;
  • Допущение на работу;
  • Признание факта осуществления деятельности;
  • Выплата средства работодателю, признанных его ущербом;
  • Моральный вред;
  • Иные споры.

Первоначальной стадией разбирательств будет конфликт. При условии недостижения консенсуса сотрудник имеет право подать жалобу в прокуратуру, а также в трудинспекцию, поскольку ситуация полностью соответствует статье 392 Трудового кодекса. Как только проверки указанных инстанций по фактам, отраженным в заявлении, будут окончены, а обстоятельства не поменяются – следует подавать судебный иск.

Порядок обращения

Претензионный способ регулирования законодательством не установлен. Это означает, что все вопросы, не решенные обоюдно работодателем и сотрудником, следует приводить только через официальные органы (комиссия, прокуратура, суд). Если все-таки было принято решение о необходимости отстаивать свои права, то самое главное – это не пропустить сроки обращения.

Порядок обращения для разрешения индивидуального трудового спора

Основная ошибка работника – потеря времени именно на ожидание ответа от своего бывшего руководства на претензию. Поскольку сторона предприятия в этом вопросе бывает лучше подготовлена в юридическом плане – они знают, что составлять письмо с разъяснениями не является их обязанностью и просто теряют время обратившегося.

Такой способ решения возникнувшего спора можно использовать только будучи полностью уверенным в возможность досудебного урегулирования. При этом следует помнить, что после окончания трудовых отношений, а тем более с ущемлением прав работника, на порядочность рассчитывать не приходится.

Если выбор все-таки пал на написание претензии, то она должна полностью отражать суть конфликтной ситуации и иметь ссылки на соответствующие нарушенные работодателем статьи. Достаточно эффективным при такой тактике становится посещение бывшего руководства адвокатом. Тогда сторона-ответчик поймет всю серьезность намерений обращающегося.

Если грубые нарушения выявлены именно прокуратурой, то и обращение в судебную инстанцию произойдет от представителя этого ведомства. Сотрудники указанной службы начнут свою деятельность только после того, как к ним обратится гражданин, чьи интересы были нарушены, или при выявлении обозначенных фактов при плановой проверке.

Сроки обращения в суд

Законодательством в области права по 392 Трудового кодекса РФ установлено, что все индивидуальные споры должны быть разрешены не позднее истечения 3 месяцев, как появилась информация об ущемлении прав, а вопросы по законности самого факта лишения должности – в период до 1 месяца, как получена на руки копия соответствующего приказа или трудкнижка. Обозначенными сроками и необходимо руководствоваться для обращения в суд.

Работодатель при защите собственных прав также может воспользоваться помощью суда. У него есть год, чтобы потребовать компенсации от сотрудника. Сроки подлежат соблюдению и не могут пропускаться необоснованно. Их восстановление в данном случае будет невозможно.

Важно знать! Прося помощи в суде, бывший сотрудник не платит государственную пошлину. Это обусловлено законодательной защитой интересов работающего населения.

Работник обратился в судПоскольку такие иски являются «бесплатными», то велика вероятность, что он все-таки будет подан, если руководство организации не согласится пойти на уступки и выплатить запрашиваемые денежные средства.

Рассмотрение такого дела, а также его окончание, осуществится за 2 месяца со дня регистрации заявления. Это и будет сроком, отведенным на урегулирование спорных моментов. Практика доказывает, что в основном период может увеличиться до 6 месяцев. Такое становится возможным ввиду сбора судом дополнительной информации и поиска и опроса свидетелей.

Последствия пропуска сроков

Судья не имеет в своем арсенале причины для отказа в принятии заявления, ссылаясь на то, что срок давности уже пропущен, ведь трудовым кодексом это будет определено противозаконным. Не станет поводом и имеющееся ранее отрицательное решение комиссии по трудспорам или прокуратуры. Самое главное – судья направит свое внимание на пропуск срока только в том случае, если на это укажет ответчик.

Основное правило в рассмотрение дела – состязательность. Каждая сторона имеет право документально подтверждать свою позицию. О том, что для обращения упущено время, судье могут указать еще на этапе предварительного слушания. Причины пропуска возможно будут признаны уважительными. В этом случае срок восстановят. Такой же алгоритм и при указании на пропуск после принятия дела в производство.

При неблагоприятном стечении обстоятельств доводы истца не будут приняты, как уважительные, и тогда судья даже не примет к рассмотрению представленные документарные подтверждения, а закроет дело именно по основанию пропуска срока.

Уважительные причины пропуска сроков

Уважительными могут быть признаны основания, по которым работник физически не мог обратиться в суд. К ним будут относиться следующие причины:

  • Недомогание, подтвержденное справкой;
  • Официальная командировка;
  • Обстоятельства, невозможные к устранению;
  • Болезнь родственника, нуждающегося в уходе.

Совет! Каждый случай уникален и только судья может решить, стоит ли обозначенную причину учитывать, как уважительную. Самое главное правило – подкреплять свои слова документами и тогда материал будет полезен для защиты.

Любой человек может рассчитывать на защиту в суде. Получение зарплаты в том объеме, который гарантировался при заключении трудового соглашения – это основная причина, стимулирующая на дальнейшую деятельность сотрудника. Поэтому не стоит удивляться, когда в адрес руководства организации пишутся претензии или поступают повестки в суд для рассмотрения дел по трудовым спорам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Елена Василенко/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Трудовое право
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector