В ходе исполнения трудовых обязанностей между сторонами могут возникать неразрешимые споры, которые представляется возможным урегулировать только в зале суда. Для того, чтобы отстоять свои права, сотруднику стоит внимательно изучить действующее законодательство и знать, каким образом можно защитить себя в конфликтных ситуациях. Поможет ему в этом статья 392 ТК РФ.
Содержание статьи:
Если возникают индивидуальные трудовые споры, единственным выходом из ситуации будет написание искового заявления. Произвести указанное действие необходимо не позднее трех месяцев с того момента, как стало известно о том, что право служащего нарушено. Данная норма не распространяется на увольнение. Здесь придется действовать в течение одного месяца. Отсчет времени начнется сразу, как только на руки выдадут копию соответствующего приказа или трудовую книжку.
Существует еще один важный нюанс: вопрос полного отсутствия расчета или выплаты не в полном размере зарплаты работнику. На реализацию своих прав в суде будет отведен год. Отсчет пойдет с того дня, в котором закреплен срок для перечисления положенных сумм. К этому пункту относятся и денежные средства при увольнении.
Норма, определяющая понятие индивидуального трудового спора, регламентирована ст. 381 ТК РФ. Так, под этим подразумеваются разногласия работодателя и сотрудника, неурегулированные обоюдно путем мирного решения проблемы и договоренностей. Еще одно условие – написание заявления в адрес комиссии по индивидуальным трудовым спорам.
Чтобы лучше разобраться в обозначенном вопросе, следует выделить определенные значительные критерии:
Спор данного вида предполагает существование искового требования, которое поступило для рассмотрения уполномоченным органом.
Многие работодатели игнорируют недовольные настроения своих подчиненных. Недобросовестность руководства главным образом заключается в слабой осведомленности сотрудников на предмет их прав. Такой ситуацией зачастую пользуются частные предприниматели. Первоочередными, как установила статья 392 Трудового кодекса РФ, можно считать следующие споры:
Первоначальной стадией разбирательств будет конфликт. При условии недостижения консенсуса сотрудник имеет право подать жалобу в прокуратуру, а также в трудинспекцию, поскольку ситуация полностью соответствует статье 392 Трудового кодекса. Как только проверки указанных инстанций по фактам, отраженным в заявлении, будут окончены, а обстоятельства не поменяются – следует подавать судебный иск.
Претензионный способ регулирования законодательством не установлен. Это означает, что все вопросы, не решенные обоюдно работодателем и сотрудником, следует приводить только через официальные органы (комиссия, прокуратура, суд). Если все-таки было принято решение о необходимости отстаивать свои права, то самое главное – это не пропустить сроки обращения.
Основная ошибка работника – потеря времени именно на ожидание ответа от своего бывшего руководства на претензию. Поскольку сторона предприятия в этом вопросе бывает лучше подготовлена в юридическом плане – они знают, что составлять письмо с разъяснениями не является их обязанностью и просто теряют время обратившегося.
Такой способ решения возникнувшего спора можно использовать только будучи полностью уверенным в возможность досудебного урегулирования. При этом следует помнить, что после окончания трудовых отношений, а тем более с ущемлением прав работника, на порядочность рассчитывать не приходится.
Если выбор все-таки пал на написание претензии, то она должна полностью отражать суть конфликтной ситуации и иметь ссылки на соответствующие нарушенные работодателем статьи. Достаточно эффективным при такой тактике становится посещение бывшего руководства адвокатом. Тогда сторона-ответчик поймет всю серьезность намерений обращающегося.
Если грубые нарушения выявлены именно прокуратурой, то и обращение в судебную инстанцию произойдет от представителя этого ведомства. Сотрудники указанной службы начнут свою деятельность только после того, как к ним обратится гражданин, чьи интересы были нарушены, или при выявлении обозначенных фактов при плановой проверке.
Законодательством в области права по 392 Трудового кодекса РФ установлено, что все индивидуальные споры должны быть разрешены не позднее истечения 3 месяцев, как появилась информация об ущемлении прав, а вопросы по законности самого факта лишения должности – в период до 1 месяца, как получена на руки копия соответствующего приказа или трудкнижка. Обозначенными сроками и необходимо руководствоваться для обращения в суд.
Работодатель при защите собственных прав также может воспользоваться помощью суда. У него есть год, чтобы потребовать компенсации от сотрудника. Сроки подлежат соблюдению и не могут пропускаться необоснованно. Их восстановление в данном случае будет невозможно.
Важно знать! Прося помощи в суде, бывший сотрудник не платит государственную пошлину. Это обусловлено законодательной защитой интересов работающего населения.
Поскольку такие иски являются «бесплатными», то велика вероятность, что он все-таки будет подан, если руководство организации не согласится пойти на уступки и выплатить запрашиваемые денежные средства.
Рассмотрение такого дела, а также его окончание, осуществится за 2 месяца со дня регистрации заявления. Это и будет сроком, отведенным на урегулирование спорных моментов. Практика доказывает, что в основном период может увеличиться до 6 месяцев. Такое становится возможным ввиду сбора судом дополнительной информации и поиска и опроса свидетелей.
Судья не имеет в своем арсенале причины для отказа в принятии заявления, ссылаясь на то, что срок давности уже пропущен, ведь трудовым кодексом это будет определено противозаконным. Не станет поводом и имеющееся ранее отрицательное решение комиссии по трудспорам или прокуратуры. Самое главное – судья направит свое внимание на пропуск срока только в том случае, если на это укажет ответчик.
Основное правило в рассмотрение дела – состязательность. Каждая сторона имеет право документально подтверждать свою позицию. О том, что для обращения упущено время, судье могут указать еще на этапе предварительного слушания. Причины пропуска возможно будут признаны уважительными. В этом случае срок восстановят. Такой же алгоритм и при указании на пропуск после принятия дела в производство.
При неблагоприятном стечении обстоятельств доводы истца не будут приняты, как уважительные, и тогда судья даже не примет к рассмотрению представленные документарные подтверждения, а закроет дело именно по основанию пропуска срока.
Уважительными могут быть признаны основания, по которым работник физически не мог обратиться в суд. К ним будут относиться следующие причины:
Совет! Каждый случай уникален и только судья может решить, стоит ли обозначенную причину учитывать, как уважительную. Самое главное правило – подкреплять свои слова документами и тогда материал будет полезен для защиты.
Любой человек может рассчитывать на защиту в суде. Получение зарплаты в том объеме, который гарантировался при заключении трудового соглашения – это основная причина, стимулирующая на дальнейшую деятельность сотрудника. Поэтому не стоит удивляться, когда в адрес руководства организации пишутся претензии или поступают повестки в суд для рассмотрения дел по трудовым спорам.