Недостача – это довольно распространенное явление, с которым сталкиваются все предприятия, осуществляющие торговую деятельность. В зависимости от категории товара, она может измеряться в единицах или в процентах. Что обычно становится причиной для выявления нехватки при очередной инвентаризации, и кто несет за это ответственность, выясним в статье ниже.
Содержание статьи:
Что такое недостача товара
Согласно Трудовому кодексу, недостачей товара принято считать разницу между суммой, указанной в бухгалтерском учете, и реальной стоимостью всех реализуемых объектов, находящихся на складе на текущий момент. Рассчитать нехватку при инвентаризации можно двумя проверенными способами:
По розничной цене. Для вычисления размера недостачи нужно посчитать чистый доход от продажи товара согласно накладным за конкретный период. От получившейся суммы следует отнять текущую выручку за аналогичный временной промежуток. Полученная разница – это и есть размер нехватки, выраженный в денежном эквиваленте (или в процентах);
По исходному количеству. При инвентаризации кладовщики пересчитывают товара по каждому отдельному виду, параллельно внося полученные сведения в базу. При продаже каждой единицы кассир заносит туда изменения, которые также фиксируются в чеке. Поэтому вычислить недостачу довольно просто, сверив чеки по реализации с текущей базой.
Первый вариант менее затратный по времени. Но с помощью второго способа владелец магазина может узнать: какой конкретно товар у него пропал, и в каком количестве.
Причины
По статистике, основной причиной образования недостачи считается воровство со стороны покупателей. Но на деле предприятие сталкивается с нехваткой выручки или товара в силу разных обстоятельств:
Преднамеренное снижение цен. Во время приемки продукции на складе в базу вносится розничная стоимость каждой единицы товара, в соответствии с накладной. Но через несколько дней установленная цена может быть урезана, с целью ускорения продажи (чаще всего это происходит под конец срока годности продукта). И если упомянутые изменения своевременно не внести в базу, то по выручке образуется серьезная недостача;
Невнимательное проведение инвентаризации. В крупных супермаркетах и торговых центрах покупатели нередко оставляют товар в тележках и корзинках, не пронося его через кассу. Ввиду этого, при очередном пересчете, сотрудники магазина могут не внести в базу незамеченную продукцию, что и станет причиной нехватки по итогу;
Списание испорченного имущества. При транспортировке продукты запросто могут потерять свой товарный вид, из-за чего их придется отправить на склад или же обратно поставщику. Если не оформить эту процедуру должным способом, то в накладной количество товара не уменьшится, что и спровоцирует недостачу при инвентаризации;
Наличие пустой тары на полках. Иногда клиенты супермаркетов не в состоянии приобрести какой-либо дорогостоящий продукт, а чтобы не отказывать себе в удовольствии, употребляют его прямо в торговом зале. При этом на полках они оставляют одни упаковки, которые при пересчете могут учитываться, как полноценный товар. Отсюда и появляется нехватка выручки;
Невнимательность персонала. Инвентаризация – это достаточно трудоемкий процесс, требующий максимальной концентрации. Когда пересчет товара идет в течение длительного времени, ошибиться в заполнении бланков не составит особого труда. Подобные погрешности приводят к фиктивному убытку, который имеет место быть только в документации.
Важно знать! В зависимости от того, какая из перечисленных причин поспособствовала появлению нехватки товара или выручки, ответственность за ущерб будут нести разные лица. А потому очень важно не только выявить недостачу, но и определить обстоятельства, при которых она возникла.
Как выявляется
Обнаружить нехватку в супермаркете или магазине можно двумя путями: по цене товара и по его количеству. Рассмотрим на примере:
Предприятие получило партию продуктов под реализацию на общую сумму в 100 тыс. рублей. По истечению 30 дней вся розница была продана, и только 10% от ее количества отправилось на списание. Таким образом, с учетом убытков в 10 000 руб., чистая выручка за месяц должна составить 90 тыс. рублей. И если касса не дотягивает до указанного значения, то это и есть недостача, размер которой определяется путем отсечения текущей прибыли от положенных 90 тысяч;
Магазин принял 20 единиц товара, из которых 5 ед. — чай, и 15 ед. – кофе. При очередном пересчете кладовщики обнаружили, что кофе осталось 7 ед., а чая 3 ед. При этом продано было только по две упаковки каждого из перечисленных продуктов. Исходя из этого можно посчитать размер недостачи при инвентаризации, который составил 6 банок кофе.
Второй вариант подсчета реализуемого имущества более подходящий для маленьких магазинов, где количество наименований товара не превышает 500 единиц. А вот первым способом вычисления нехватки могут пользоваться все торговые центры и супермаркеты.
Оформление и порядок списания недостачи
Обнаружив на своем предприятии недостачу товара, начальник должен проследить за тем, чтоб его списание прошло по установленной процедуре. Как правило, существует определенный порядок:
Определяется причина нехватки (порча имущества, кража и т. д.), и лицо, которое будет нести за нее ответственность;
Виновный проводит повторную инвентаризацию, в присутствии независимых экспертов;
Руководитель магазина издает приказ о списании недостачи в том количестве, которое указано в накладной;
По окончанию процедуры производится пересчет текущей выручки, и ее сверка с чеками по продаже за определенный период.
Все эти манипуляции нужны для того, чтобы виновный мог возместить магазину материальный ущерб. Дополнительно, в зависимости от обстоятельств возникновения недостачи, сотруднику может грозить еще и уголовная ответственность.
Удержание недостачи с виновных лиц
После проведения инвентаризации в присутствии независимых экспертов начальник предприятия может составить акт об удержании компенсации с виновных лиц (будь то кассир, охранник или кладовщик). Но законным этот документ будет признан лишь при соблюдении следующих условий:
При пересчете должны присутствовать все члены комиссии. Если же хоть один из них проигнорирует процедуру, то акт о возмещении вреда будет аннулирован в соответствии со ст. 2.3 Методических указаний;
Предполагаемый виновник недостачи обязан наблюдать за инвентаризацией. А вот его неявка оформляется соответствующим приказом, составленным от имени начальника;
Итоговый бланк пересчета должен подписываться всеми участниками экспертизы.
Совет! Избежать ответственности за причиненный ущерб сотрудники магазина могут при неофициальном трудоустройстве. Но само наказание при подобных проступках будет устанавливаться регламентом предприятия или же административным и уголовным кодексами.
Ответственность работников за недостачу
Если причиной образования недостачи на складе стала банальная невнимательность персонала, кража со стороны клиентов или же ошибка при пересчете, то в качестве наказания сотруднику грозит лишь возмещение оптовой ценности утраченного товара (путем отработки или урезания зарплаты).
При этом, если виновный не будет вовремя установлен, то ответственность за компенсацию ущерба понесут все работники магазина, включая администрацию. Более серьезные меры применяются к подчиненным, нанесшим умышленный вред предприятию. Помимо возмещения ущерба им грозит и уголовное наказание, в виде лишения свободы или принудительных работ. Сотрудников, не достигших совершеннолетия, подобные санкции ожидают только в отдельных случаях, прописанных в ст. 242 Трудового кодекса.
Бухгалтерский учет
В согласии со статьей 12 ФЗ РФ, бухгалтер должен своевременно проводить инвентаризацию на предприятии, с целью контроля наличия товара на складе, его состояния, и проверки соответствия его количества с накладной документацией. В своем отчете он обязательно указывает дату проведения каждого пересчета в течение одного календарного года и перечень имущества попавшего под проверку. Причинами для внеплановой описи могут стать:
Передача объекта (магазина) в аренду третьему лицу;
Составление годового отчета;
Увольнение ответственных лиц (кладовщиков, администраторов или начальника СБ);
Получение сведений о хищении товара.
Внимание! При иных обстоятельствах инвентаризация провозится не менее 2-3 раз за 12 месяцев.
Мы узнали, что такое недостача и какие причины могут поспособствовать ее появлению. В заключение остается добавить, что на более крупных предприятиях пересчет нужно делать чаще. Ведь это дает шанс руководству установить истинную картину происшествия, повлекшего за собою нехватку товара.