Трудовое право Защита прав работников и работодателей.
Получите бесплатную консультацию прямо сейчас
По России бесплатно
8-800 555-67-55 доб.763
Москва, Московская область
+7 499 703-06-58
Санкт-Петербург и область
+7 812 627-14-96
Требования к составлению заявления на больничный лист

Оформление Требования к составлению заявления на больничный лист

24.06.2019
0
3190
7 мин.

Соблюдение прав граждан в случае их болезни, травматизма, приведших к потере трудоспособности и получению дохода, гарантирует Фонд социального страхования. Чтобы их реализовать и своевременно получить компенсационные выплаты, необходимо представить в ФСС определенный пакет документов, одним из которых является заявление на больничный лист. Но существует также стандартная процедура, не требующая заполнения типового бланка. Каждый сотрудник осведомлен о необходимости предоставления бюллетеня, но, увы, не знает, как сделать это правильно.

Содержание статьи:

Лист временной нетрудоспособности: что это

Больничный лист или бюллетень является особым видом справки, которая подтверждает, что данный работник временно неспособен выполнять свои должностные обязанности. Она оформляется учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, и выдается в день окончания лечения или при выходе в декретный отпуск по БиР.

Внимание! Порядок оформления и выдачи регулируется Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.06.2011 года. Согласно общим положениям, бюллетень полагается застрахованным лицам, которые являются либо нет резидентами РФ, проживают временно или постоянно на ее территории, а также людям, имеющим иностранное гражданство, или без него.

Больничный лист  — это официальный документ, без которого невозможно оформить страховые выплаты трудящемуся. Данные на лицевой стороне вносятся лечащим врачом, обратную часть заполняет представитель администрации учреждения или предприятия. Актуальным является бланк, утвержденный в 2011 году, который может выдаваться в бумажном формате, а с 2017 г. в электронном виде. Чтобы своевременно провести платежи, требуется правильное заполнение бланка.

Способы оплаты

Заявление на выплату компенсации по бюллетеню, заполненное в произвольном виде или по форме, принятой на предприятии, следует предоставить в кадровую службу. Причиной может быть ОРВИ, заболевание ребенка, лечение у гинеколога, полученная травма.

Обычно денежная компенсация за первые три дня выплачивается из средств работодателя, тогда как остальной период – из фонда ФСС, поскольку он формируется за счет ежемесячных взносов каждого работника, как застрахованного лица. В связи с этим, ФСС обязан выплатить компенсацию гражданам за промежутки:

  • время отсутствия подчиненного на производстве в связи с болезнью;
  • период, предоставленный для ухода за ребенком младше трех лет.

Для реализации права на получение денег гражданин обязан представить заявление на больничный лист в ФСС, образец которого можно скачать на сайте. К нему он должен приложить и целый список других документов, а именно, бюллетень и справки о размере доходов на предыдущих местах работы.

Через работодателя

Законодательные акты федерального уровня обязывают служащих предоставлять работодателю листки временной нетрудоспособности с целью получения компенсационных выплат за дни, в течение которых они отсутствовали. Такие действия считаются обязательными и не требуют дополнительного оформления. Подавать заявление необходимо, если на предприятии или в организации установлен такой порядок, и он отражен в локальных актах. По правилам предоставлять бланк следует вместе с бюллетенем в отдел кадров в течение полугода с момента закрытия последнего. На основании данных документов будет произведен расчет.

Согласно ФЗ №255, принятому в 2006 году, а именно ст.1 13 работодатель обязан гарантировать сотруднику социальное страхование в случае временной нетрудоспособности или в связи с материнством. Подчиненный имеет право подать ходатайство о выплате компенсации в течение шести месяцев после закрытия бюллетеня. В этом случае заявление на больничный образец от работника может иметь выглядеть так.

Образец заявления

Выплаты напрямую через ФСС

Чтобы получить оплату через ФСС, нужно соблюдать следующий алгоритм действий.

  1. Заполнить заявление на больничный лист в ФСС по имеющемуся образцу.
  2. Передать его вместе с бюллетенем представителю администрации предприятия.

Проследить, чтобы не дольше чем через 5 дней документы и их опись были переданы начальством в ФСС.

Образец заявления
После получения пакета руководство Фонда в течение 10 дней рассматривает ситуацию и принимает решение удовлетворить либо отклонить ходатайство. В случае положительного исхода он может отправить деньги двумя способами: на банковский счет или почтовым переводом. Поэтому в документе следует указать реквизиты для перечисления компенсации, иначе деньги могут не дойти.

Кто может обращаться в ФСС для компенсации больничного

В юридической практике встречаются случаи, когда сотруднику приходится обращаться за получением компенсации по временной нетрудоспособности не к работодателю, а напрямую в органы страхования. Причины такого шага могут быть многообразны, но самой распространенной считается нарушение производственного процесса в связи с банкротством и последующей ликвидацией фирмы. Ходатайство правомочны представлять лица:

  • самозанятые граждане;
  • ИП;
  • юристы, нотариусы, адвокаты;
  • лица, перечислявшие взносы самостоятельно.

Важно знать! Еще в недавнем прошлом унифицированного образца заявления не существовало, оно заполнялось с произвольной форме. Но с 2016 года Министерство труда и социальной политики издало Приказ за № 585, в котором отражен перечень основных документов, прилагаемых к ходатайству, а также имеется образец бланка, который требуется заполнить.

Сотрудник имеет право получить страховые отчисления в ФСС, если регион принимает участие в пилотном проекте, суть которого состоит в предоставлении денежных выплат напрямую работникам. Суть его заключается в том, что основную часть компенсации выделяет Фонд, а за первые три дня деньги выдает работодатель.

Правила оформления заявления

Госструктуры предъявляют строгие требования к оформлению заявления, поэтому требуется соблюдать определенные правила.

  1. Написанное заявлениеСведения можно вносить как рукописным, так и машинным способом, но печатным шрифтом.
  2. Для написания рукой нужно пользоваться ручкой с черной пастой или гелем.
  3. Данные следует вводить строго в пределы графы или поля.
  4. В одной ячейке может содержаться только одна буква.
  5. Бланк может быть также набран на компьютере.

Недопустимы помарки, исправления, внесение ошибочной информации. Чтобы документ считался действительный необходимо использовать типовой образец. Он должен отражать следующие пункты.

  • Название подразделения ФСС, куда подается заявление.
  • Реквизиты гражданина или его полномочного представителя.
  • Указание основания для выплаты пособия.
  • Вариант получения начисленной суммы.
  • Реквизиты банковского счета.
  • ФИО получателя и его паспортные данные.
  • Сведения о заработке и среднедневном доходе.
  • Контактный телефон, роспись с расшифровкой и дата представления.

Согласно нормативам, заявление оформляется в двух экземплярах, один из которых с входящим номером остается у заявителя.

Образец документа

Заявление к оплате по больничному листу можно написать на специальном бланке или в произвольном виде. Чтобы оформить его без ошибок, необходимо использовать аналогичный образец.

Пример заявления

Отдельные случаи

Компенсации по больничному листу исчисляются и выдаются в установленном порядке: за первые три дня деньги переводит работодатель, за остальной период – ФСС. Однако существуют отдельные ситуации, которые предполагают особенности оплаты некоторых видов пособий.

Больничный по БиР

Собираясь выходить в длительный отпуск по беременности и родам, сотрудница обязана составить и подать соответствующее заявление на имя руководителя предприятия, где она трудится. Типовой бланк можно скачать бесплатно, выглядеть он будет примерно так.

Образец заявления
Впоследствии для сохранения отчетности оно будет прилагаться к больничному листу, оформленному лечащим врачом. Эти документы передаются в бухгалтерию, где специалист сделает перерасчет и начислит полагающееся пособие.

Оплата больничного после увольнения

Распространенной считается ситуация, когда сотрудник пишет заявление об уходе по собственной инициативе и оформляет бюллетень. Работодатель обязан аннулировать контракт, после окончания 124 дней с момента подачи ходатайства, которые считаются предупредительным сроком. Если он не сделает этого, контракт будет считаться действующим, а работнику придется заново писать прошение о расторжении договора повторно. Если он написал заявление и не отозвал его перед тем, как взять бюллетень, то руководитель правомочен подготовить  приказ о расторжении служебных отношений и по почте отправить уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой. В данной ситуации выплата пособия по больничному листу осуществляется с первого и до последнего дня его действия, даже если работник был к этому моменту уволен. Полный расчет с компенсацией по бюллетеню производится в последний рабочий день.

Важно знать! Работник правомочен в течение календарного месяца с момента ухода подать в кадровое подразделение ходатайство для начисления ему «больничного» пособия. Его можно передать собственноручно либо отправить по почте заказным письмом. К нему необходимо приложить копию трудовой книжки, паспорта и больничный лист.

Работодатель отказывается делать выплаты

Согласно Трудовому законодательству компенсация по бюллетеню выплачивается по общим правилам после предоставления бюллетеня. Но иногда руководство отказывается проводить оплату. Прецедент возникает обычно в подобных ситуациях:

  • Сотрудник пребывает в отпуске с последующим увольнением с работы.
  • Он разорвал трудовой договор, и с этой даты прошло менее тридцати дней.
  • Человек считается кандидатом на увольнение.

Не давать денегЕсли администрация не хочет принимать жалобу от гражданина лично, следует написать заявление, приложить к нему копию листка временной нетрудоспособности и отправить заказным письмом по почте.

В течение 10 дней начальство обязано компенсировать временное отсутствие подчиненного на производстве в связи с болезнью. Если организация отказывается выплачивать пособие, оно становится задолженностью, и ее можно потребовать через инспекцию по труду или в судебном порядке. Срок обращения в данные структуры составляет три месяца с момента задержки. Жалоба должна иметь следующий вид.

  1. Шапка. В качестве адресата указывается руководитель местной ГТИ и реквизиты.
  2. Основной текст. Содержит суть спора, факты нарушения ТК РФ, а именно отказ выплачивать деньги по бюллетеню.
  3. Заключительная часть. В ней ставится дата составления документа, подпись заявителя и расшифровка.

К ходатайству следует приложить документы, доказывающие факт уклонения руководства выплачивать пособие по листку нетрудоспособности.

Замена лет при расчете больничного

Определенные группы сотрудников при расчете компенсационных пособий по своим бюллетеням правомочны при расчете использовать замену лет. Пойти на такой шаг могут женщины, которым предоставлялся декретный до и послеродовой отпуск, а также период для ухода за малышом. И если к первой группе можно отнести персонал исключительно женского пола, то в другую включить также мужчин. Это связано с тем, что положения действующего законодательства разрешают ухаживать за младенцем не только матерям, но также отцам и опекунам.

Важно знать! Замена лет необходима для правильного исчисления размера пособия по бюллетеню, БиР и уходу за новорожденным до полутора лет. Для этого используется средний заработок, взятый за 24 месяца, предшествовавших данному случаю.   Для понимания стоит привести следующий пример.

Сотрудница  пребывала в декрете в 2016 и 2017 г. г., а получила бюллетень по болезни в 2018 г. По правилам при расчете должны учитываться два предыдущих года, когда она была в отпуске по БиР и уходу до 1,5 лет. Однако она имеет право подать ходатайство, чтобы основанием стали доходы за 2014-2015 г.г.  Если она стабильно получала заработок, то сумма пособия значительно увеличится. Единственным недостатком считается тот факт, что заменить можно только один год из двух, на которые приходится декрет.

Работодатель не имеет права выполнить данную процедуру по своему желанию, поэтому сотрудник должен подать на его имя соответствующее заявление. Заполнить его можно на листе бумаги стандартного формата рукой или набрать на компьютере. Если существует типовой бланк предприятия, то воспользоваться нужно именно им.

Образец
Заявление нужно оформлять в двух экземплярах: первый передается работодателю, а другой остается у сотрудника. На нем должна стоять отметка о предоставлении одного листа представителю учреждения.

Заключение

Согласно закону выплата пособия в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании бюллетеня. Если он передается работодателю, заявление подавать не требуется. Если же трудящийся решает получить компенсацию напрямую через ФСС, то он должен заполнить типовой бланк и предоставить по месту работы, откуда  документ отправят в фонд. Если же там отказываются оплачивать бюллетень, рекомендуется оформить жалобу, в которой зафиксировать дату подачи листа нетрудоспособности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *